Публикации
статьи по геодезии, картографии, фотограмметрии, ГИС и ДЗЗ

Экологическая безопасность судоходства

автор: ИТЦ "СканЭкс"
дата публикации: 24.09.2008
рубрика: Спутниковые системы, ДЗЗ и фотограмметрия

Комплексный мониторинг нефтяных загрязнений Черного моря с помощью спутниковых и береговых средств, стартовавший еще в июле этого года по инициативе администрации морского порта Новороссийск, позволил отработать отечественные технологии оперативного обнаружения нефтяных загрязнений и контроля экологической обстановки в районах интенсивного судоходства в Керченском проливе, акватории порта Новороссийск и на подходных путях.

Специалисты Инженерно-технологического центра "СканЭкс" (ИТЦ СканЭкс), предоставляющего комплекс услуг от приема до тематической обработки изображений Земли из космоса, еще в середине лета обнаружили дрейф шлейфа загрязнения от затонувшей носовой части корпуса танкера "Волгонефть-139". В августе источник загрязнения был ликвидирован: проведена операция по подъему и транспортировке к месту утилизации носовой части танкера, из которой откачали 30 тонн остающегося мазута.

С 20 августа начались регулярные съемки акватории порта Новороссийск и подходных путей к нему. В результате первых же съемок были обнаружены нефтесодержащие пятна. Один из виновников загрязнений - следовавший в Новороссийск под флагом Панамы танкер "Расим Акар". В результате досмотра судна выявлена неисправность водоочистного оборудования.

Получаемые и обрабатываемые в ИТЦ "СканЭкс" данные съемки в оперативном режиме доводятся портовым службам, которые одновременно документируют обстановку в акватории с помощью береговых и судовых средств, идентифицируют суда, причастные к обнаруженным загрязнениям и проводят расследования, предусмотренные международными конвенциями.

Капитан морского порта Новороссийск В.В. Ерыгин подчеркнул, что всепогодный космический мониторинг значительно расширил возможности и радиус зоны обнаружения нефтяных загрязнений:

- Испытываемые современные космические технологии позволят улучшить экологическую обстановку не только в порту Новороссийска, но и во всем Российском секторе Черного моря. Уже сам факт возможного космического контроля заставит капитанов судов более ответственно подходить к вопросам экологической безопасности мореплавания.

В свою очередь, вице-президент ИТЦ "СканЭкс" Ольга Гершензон отметила:

- Сегодня спутниковый мониторинг судоходных трасс уже не только передовая технология, это обязательный сервис каждого технологически развитого государства, ведущего активную торговую деятельность через морские порты.

Совместный проект администрации морского порта Новороссийск и ИТЦ "СканЭкс" демонстрирует, что в России созданы и доведены до эксплуатационного уровня космические технологии, позволяющие повысить эффективность оперативного мониторинга экологической безопасности судоходных трасс и портов.