автор: Пресс-служба ЗАО "ЦИП"
дата публикации: 05.12.2008
рубрика: Цифровые модели местности
Россия и мир вступают в период, по своей значимости сравнимый с началом книгопечатания и эпохой великих географических открытий XV-XVI вв., промышленным переворотом XVIII-XIX вв., НТР и IT-революцией рубежа XX-XXI вв. Эпоха великих инфраструктурных проектов способна использовать все основные научно-технические достижения человечества.
Сегодня человек обладает приборами и инструментами, которые могут измерить и отобразить самые труднодоступные объекты. Существующие технологии позволяют упорядочить и сохранить сложную и многофакторную информацию. Но главное, на основе системного анализа разнообразной по характеру и содержанию информации появляется возможность оптимизировать управление любыми технологическими процессами. Новейшие технологии учета и управления инфраструктурой позволяют добиваться целого комплекса результатов: финансово-экономических, технологических, социальных. На основе использования имеющихся технологических возможностей инфраструктурных исследований современный менеджмент получает предельно точные, учитывающие множество факторов и требований системные решения.
Впервые, пожалуй, человек получает возможность сформировать вокруг себя интерактивную и благожелательную инфраструктуру. Современная инфраструктура - это не только различные объекты жизнедеятельности человека (жилые, рекреационные и торговые сооружения, сложные промышленные и транспортные объекты), объединенные в единую систему различными коммуникативными сетями (трубопроводами, линиями электропередач, транспортными и инженерными коммуникациями). Это еще и природный ландшафт, и рельеф местности, в который должно быть правильно вписано само человеческое бытие. Подобная инфраструктура может протянуться на десятки тысяч километров, включая целые регионы и страны - любая ее составляющая должна постоянно находиться под контролем, позволяющим своевременно обеспечить ремонт, техническое обслуживание и предотвращение сбоев.
Столь крупные инфраструктурные проекты предполагают качественное изменение систем учета и контроля. Огромную массу факторов необходимо учесть и сопоставить одновременно, огромное количество выводов требуется сформулировать и сообщить в оптимальной, доступной для владельца логике. Главным результатом подобной "инфраструктурной революции" должна стать интерактивная, наделенная интеллектом окружающая среда, сама оптимизирующая себя под потребности человека, вовремя информирующая его о необходимых вмешательствах, автономно корректирующая свое состояние так, чтобы максимально адаптироваться под потребности людей.
В силу географических, климатических и исторических особенностей Российская Федерация, обладающая на сегодняшний день одной из крупнейших экономик в мире, в большей степени, чем какая-либо другая страна мира, нуждается в новых подходах к развитию и управлению инфраструктурой. Традиционно Россия - страна крупных промышленных компаний и естественных монополий, поколениями служивших основой эффективного развития страны от Балтики до Камчатки.
Базовые отрасли экономики страны, связанные с нефте- и газодобычей, электроэнергетикой, железнодорожным транспортом, телекоммуникациями, металлургией и военно-промышленным комплексом, сельским хозяйством и строительством, предполагают наличие глобальных инфраструктурных сетей. Складывавшиеся десятилетиями Единая энергетическая система, газо-транспортная сеть, Российские железные дороги, создаваемая в настоящее время новейшая сеть телекоммуникаций имеют стратегическое значение, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения национальной безопасности страны.
Вместе с тем, руководителям крупных предприятий и регионов Российской Федерации приходится сталкиваться с целым комплексом инфраструктурных проблем, требующих оперативного и качественного решения. К числу "болевых точек" российской экономической системы, как в общенациональном, так и в локальном измерении относятся:
Изношенность основных производственных фондов и инфраструктуры, возведенных в советские годы.
Потребность в комплексной модернизации, фактически новой индустриализации страны после трансформационного социально-экономического кризиса 90-х гг.
Недостаточная развитость транспортных коммуникаций и значительная (на десятки тысяч километров) протяженность магистральных путей.
Необходимость принятия оперативных управленческих решений в условиях функционирования технологически сложных производственных и транспортных систем, располагающихся на миллионах квадратных километров, в нескольких часовых поясах, в разных частях света и географических средах.
Глобальные задачи, связанные с экономическим ростом последних лет в России - крупные строительные и промышленные проекты, связанные с освоением и развитием зачастую труднодоступных регионов.
Все большее значение по мере развития экономики представляет создание и внедрение экологически чистых, ресурсосберегающих технологий, предполагающих рациональное и бережное использование природных ресурсов. Одно из необходимых условий эффективного развития России в XXI столетии - не просто построить современную инфраструктуру, но сохранить землю страны, ее леса, горы, реки, озера, моря.
Экономический рост в России последнего десятилетия, развитие добывающих отраслей, возрождение промышленности, начало реализации крупных строительных проектов должно быть сопряжено с решением экологических проблем. К сожалению, на сегодняшний день не только в России экология зачастую приносится в жертву задачам получения максимальной и быстрой прибыли. К острым экологическим проблемам, оставшимся от гигантских промышленных строек и предприятий советского периода, добавляются новые вызовы. По справедливому замечанию Президента России, прозвучавшем на заседании Совета Безопасности в январе 2008 года, темпы прироста токсичных отходов в нашей стране сегодня превышают темпы прироста ВВП. Обеспечение чистой, качественной среды обитания на современном этапе становится важнейшей задачей в сфере национальной безопасности России - от этого в конечном итоге зависит демографический потенциал, здоровье и будущее российской нации.
Сохранение и возрождение природы России признано важнейшим направлением государственной политики. "Разговор об экологических проблемах сегодня надо вести в наступательном и практическом ключе, и выводить природоохранную работу на уровень системной ежедневной обязанности государственной власти всех уровней", - подчеркивает В.В. Путин. Поставленная задача требует принципиально иного подхода к реализации новых крупных промышленных и строительных проектов, охватывающих большие по протяженности территории страны. Последствия интенсивной экономической деятельности необходимо минимизировать, особенно в обширных районах, относящихся к дикой природе - уникальному национальному достоянию Российской Федерации. Таким образом, как отмечает Д.А. Медведев, забота об экологических проблемах должна стать мироощущением грамотного человека.
Выход из сложившейся непростой ситуации в сфере экологии возможен только на основе комплексных инновационных решений в области развития инфраструктуры любого уровня сложности. Системный подход к решению экологических проблем на основе инфраструктурного анализа, проектирования и управления подразумевает:
постоянный мониторинг состояния окружающий среды в масштабах отдельных регионов страны в целом;
новые эффективные средства контроля вредных выбросов и соблюдения норм экологической безопасности;
проектирование крупных промышленных, транспортных, градостроительных и прочих объектов с приоритетным акцентом на учет экологического фактора.
Современные возможности по исследованию, проектированию и контролю глобальных инфраструктурных систем позволяют обеспечить выход на новый качественный уровень построения среды обитания человека. Сегодня вполне реально решение одной из ключевых проблем человеческого бытия - органичное вписывание техногенной среды жизнедеятельности человека в живую природу, безболезненный синтез ноосферы и биосферы. Инфраструктурное проектирование и инфраструктурный менеджмент, обеспечивающие многофакторный анализ (в том числе экологической составляющей), призваны сыграть в этом процессе ключевую роль.
Центр инфраструктурных проектов представляет собой уникальное предприятие, позволяющее свести воедино процессы измерений, контроля, оптимизации решений и управления процессами обслуживания инфраструктурных объектов любой сложности. ЦИП ориентирован на комплексное решение задач, возникающих перед самым широким кругом руководителей, как в крупном бизнесе, так и на государственном уровне, чья деятельность постоянно зависит от ландшафтных, рельефных, природных и иных многокомпонентных внешних факторов, подлежащих эффективному контролю.
Центр инфраструктурных проектов предлагает революционный подход к управлению любыми процессами, связанными с решением сложных инфраструктурных проблем.
Слагаемые ноу-хау инфраструктурного менеджмента:
Комплексное применение методик, разработанных и реализуемых Центром, обеспечивает революционное повышение эффективности сложных инфраструктурных проектов.
Комплексный подход к многомерному исследованию глобальных инфраструктурных сетей позволяет обеспечить грамотный, результативный менеджмент на региональном и общенациональном уровнях. Центр инфраструктурных проектов обеспечивает инновационную систему поддержки принятия управленческих решений топ-менеджерами в условиях вызовов современного этапа развития техники и технологий.
Источник: Пресс-служба ЗАО "ЦИП"