автор: Минченко Владимир Григорьевич
дата публикации: 25.10.2007
Уникальная система спутниковой геодезии и картографии начала внедряться на Республиканском государственном казенном Восточно-Казахстанском предприятии водных путей. Система эта (еще ее называют космической навигационной системой) - продукт конверсии ученых американского военно-промышленного комплекса. В западных странах в мирных, как говориться, целях она используется не так давно, и Казахстан, по крайней мере на постсоветском пространстве, - второе после России государство, которое начало применять последние достижения спутниковой навигации в самом широком практическом аспекте.
- Заинтересовались мы этой системой вначале 2004 года, - рассказывает директор Восточно-Казахстанского предприятия водных путей Галина Петренко. - Слышали о ней и раньше, благо Интернет теперь позволяет знакомиться со всеми новинками науки и техники, но в деле увидели 3 года назад. Наши специалисты побывали в командировке в Москве и Геленджике, где эта система использовалась тогда только в лабораторных условиях, и очень вдохновились увиденным.
Так возник проект, получивший поддержку в министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Его финансирование осуществлялось за счет республиканского бюджета по программе "Модернизация флота". Первый транш в размере 36 млн. тенге мы получили в позапрошлом году, и за счет этих средств приобрели необходимое оборудование. Почти весь июнь занимались настройкой системы и обучением персонала. С 1 июля начали геодезическую съемку береговой линии и судового хода реки Иртыш.
В чем же уникальность этой технологии, и какие выгоды она сулит речникам Восточного Казахстана?
Прежде чем рассказывать об этом, вспомним, как велось обследование реки еще несколько лет назад. Вручную, с помощью надежных, но давно уже устаревших дедовских методов. В течение летнего сезона (за четыре месяца примерно) русловая партия предприятия водных путей (в составе 25-30 человек) делала съемку около 20 км береговой линии. Потом всю зиму шла камеральная обработка этих данных - вычерчивались графики, составлялись таблицы, готовились карты. С пуском Шульбинского судоходного шлюза все изменилось, появилась насущная потребность в проверке старых и составлении новых лоцманских карт, чем Восточно-Казахстанское предприятие водных путей и занялось вплотную. И новая спутниковая система геодезии и картографии в этом деле незаменимый помощник.
Во-первых, скорость геодезической съемки увеличивается в десять раз. К примеру, только за неполных два летних месяца новыми методами произведена съемка береговой линии и судового хода Иртыша протяженностью 106 км. С помощью традиционных методов на это понадобилось бы более полугода.
Кроме того, новая система позволяет вести мониторинг состояния русла реки, глубины, ширины и радиусов закруглений судового хода. Она отображает результаты изысканий речного русла в трехмерном пространстве. С ее помощью можно изготавливать точные лоцманские карты. А если использовать при этом еще и так называемые боковые (акустические) профилографы (специальное оборудование, входящее в комплект спутниковой навигационной системы), можно получать данные о структуре и разрезе дна реки в профиле и даже определять состав донного грунта (галька это, песок, глина или выход скальных пород). Кстати, спектр применения этой системы в мире еще более широк. Она используется в градостроительстве, автодорожном строительстве, при проектировании трубо - и путепроводов, на море и других водоемах, для поиска затонувших судов.
Впрочем, по словам Галины Павловны Петренко и Степана Кондратьевича Мирошниченко, начальника русловой изыскательной партии предприятия и главного энтузиаста по разработке этой системы, на первом этапе использоваться данное оборудование будет для геодезической съемки реки с целью определения проблемных мест для последующей их чистки (дноуглубления). Конечным результатом этих работ будет составление лоцманских карт.
Учитывая закрытость Иртыша на протяжении многих лет, и эти подвижки в работе нашего могучего речного флота внушают оптимизм. Все остальное - дело времени. Тем более что экономика Казахстана год от года крепнет, и значит, в казне государства будет все больше появляться средств, которые можно будет направлять на развитие перспективных отраслей. В том числе и водного транспорта.
В скором времени работники Республиканского государственного казенного Восточно-Казахстанского предприятия водных путей будут вести дноуглубительные работы с удвоенной, а может и утроенной силой.
Дело в том, что по просьбе речников Восточного Казахстана министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Аскар Мамин на заседании правительства поставил вопрос о необходимости приобретения нового земснаряда по специальной бюджетной программе для Восточно-Казахстанского предприятия водных путей. Поскольку именно здесь, в верховьях Иртыша, наибольшее количество проблемных участков (перекатов), затрудняющих судоходство.
Новый земснаряд класса "озеро" и стоимостью почти два миллиарда тенге позволяет вести дноуглубительные работы с производительностью выемки грунта около тысячи кубометров в час, что ускоряет производство этих работ, как минимум, в 2 - 3 раза